Последняя сенсация на YouTube — шестиминутный видеоролик «Bride Has Massive Hair Wig Out». За несколько часов до свадьбы невеста вбегает в комнату к своим подружкам и плачет в истерике. Ей так не нравится прическа, что она с криком и матом вырезает у себя целые клочья волос. Количество просмотров этого «любительского» видео приблизилось к 3 млн, когда его удалили с сайта YouTube спустя две недели после публикации (конечно, фанаты сразу же повторно закачали видео на сайт).
Скандал разразился, когда стало известно, что видеоролик снят профессиональной съемочной группой, главная героиня — тоже профессиональная актриса, а заказ оплатил производитель шампуней, компаний Sunsilk. Интересно, что в видеоклипе нет ни логотипа компании, ни бутылочки с фирменным шампунем — ничего такого, что могло бы натолкнуть на мысль о маркетинговой сущности ролика. Да этой и не нужно. Во второй фазе маркетинговой компании компания может:
а) использовать актрису из «любительского» видео в официальной рекламе на ТВ;
б) использовать ставший узнаваемым слоган «wig out».
Да и вторая фаза не обязательна, ведь сейчас без всякой скрытой рекламы публика только и говорит о фирме Sunsilk, то есть видеоролик уже себя окупил.
В прошлом году похожая история произошла с видеоблогом «одинокой девчонки» Lonelygirl15, которую очень религиозные родители якобы держали на домашнем обучении и не пускали в школу. На самом деле оказалось, что вымышленного персонажа играет 20-летняя студентка актерского института, а у проекта Lonelygirl15 даже есть продюсер. Там не было никакой скрытой рекламы, просто актриса хотела получить известность и ей это удалось — на обман «купились» несколько миллионов человек.
Журналисты пытаются понять, что происходит и к чему это может привести. Ради вирусного маркетинга маркетологи (и не только они) снимают фальшивое видео и обманывают аудиторию. Недавно был проведен даже конкурс фальшивых блогов — претендентов набралось немало, в том числе знаменитое путешествие по Америке, которое, как оказалось, оплачивалось карманным профсоюзом сети супермаркетов Wal-Mart. Два месяца назад поисковик Technorati отследил в Сети более 60 блогов, чьи авторы целенаправленно рекламируют тот или иной товар, не делая пометки, что их мнения проплачены. У таких блогов даже появилось специальное обозначение: флоги, то есть фальшивые блоги. Неужели это новая тенденция в современном маркетинге?
Основной вопрос, который возникает в связи с этим: как изменится отношение людей к подобному контенту? Ответ вполне очевиден: публика станет более циничной. Люди станут меньше доверять сетевой информации, особенно если вокруг нее создается некая шумиха и ажиотаж. В одной из статей на эту тему приводится мнение профессора социальной психологии Джиллиан Ватсон (Gillian Watson). Она говорит, что если все так пойдет и дальше, то скоро люди перестанут верить в реальность даже настоящих видеороликов в интернете. Любой мало-мальски интересный контент будет восприниматься с подозрением: а не стоят ли за этим кукловоды-маркетологи?
Люди пытаются сопротивляться манипуляциям и обману. В Сети появляются сайты, созданные специально для разоблачения подобных слухов, легенд и прочей «вирусной информации», которая передается из уст в уста. Выражаясь программистским языком, маркетологи стараются проникнуть в этот информационный поток со своими «троянами», а «социальные хакеры» пытаются вычислить их по сигнатурам и дизассемблировать код.
С другой стороны, эти «правдивые» сайты тоже могут использоваться для внедрения какой-то информации в массовое сознание. В такой ситуации никому нельзя доверять, а главной защитой для любого человека становится критическое мышление и здоровый цинизм.
Аdme.ru