Компания Google объявила, что принадлежащий ей видеосервис YouTube запустит на своем сайте более 100 новых каналов, на которых будет транслироваться «уникальный контент».
Большинство из профессиональных Youtube-каналов появятся в следующем году, но уже известно, что отвечать за производство контента будут в первую очередь небольшие продюсерские фирмы и известные медиакомпании (The Wall Street Journal, агентство «Рейтер», Digital Broadcasting Group, Cosmopolitan и др). Параллельно интернет-гигант выпустил платформу Google TV 2.0, основанную на Android 3.1 Honeycomb. После неудачи с первой версией Google TV компания значительно упростила интерфейс сервиса, расширила список приложений, а главное – улучшила в рамках платформы поддержку YouTube. Именно обновленный YouTube с сотнями профессиональных каналов и должен стать Google TV’s killer app в следующем году.
Цель поставлена амбициозная: основать новый рынок профессионального интернет-телевидения, который будет существовать параллельно с кабельным. Но кабельные сети – это сотни каналов. В Google рассчитывают, что будущее – это сотни тысяч малых телевизионных производств, собранных под крылом YouTube. «Мы ищем новое поколение MTV и HBO», – заявил продюсер Google TV Риши Чандра. Идея не нова, но именно у главного видеохостинга планеты больше всего шансов приблизиться к этой цели. YouTube сформировался, развивался и получил популярность как хаб пользовательского видео. Именно с ним связаны революционные изменения на телевизионном рынке. Видеоконтент пользователей, снятый на обычную видеокамеру или смартфон, для начала занял прочные позиции в интернет-среде.
Для активной сетевой аудитории YouTube стал заменять традиционное телевидение. Оказалось, что живая среда, оперативность отклика и удобная технология просмотра (где угодно и когда удобно) важнее для нее, чем качество картинки и содержание. Следующий этап – экспансия пользовательского контента в традиционные телевизионные сети. «Картинка» из YouTube – обязательный элемент информационных и развлекательных программ крупных телеканалов. Эта «картинка» по определению ничего не стоит, а ее смотрибельность, благодаря оперативной реакции и эксклюзивности, часто выше, чем у контента, произведенного высокооплачиваемыми группами профессионалов с дорогими камерами. YouTube стал источником контента – на радость адептам сетевых медиа. Но модель оказалась не безвозмездной. YouTube много дает, но и многое берет: видеохостинг оказался ненасытным «пожирателем» профессионального контента тех же телеканалов.
Точной статистики, какую долю в общем объем видео на YouTube составляет записанный из телевизора контент (эпизоды программ, сериалов, развлекательных шоу, новостных выпусков и т.д), нет. По независимым оценкам – это 35–40%. Сформировалась своеобразная экосистема: видеохостинг зависит от телеканалов сегодня, пожалуй, в той же степени, что и они от него. Ключевые игроки сделали из этого два важных вывода.
Во-первых, они стали учиться продавать свой профессиональный контент на интернет-рынке, понимая, что бесплатная сетевая среда в какой-то момент оставит их с пустыми карманами. Как результат – появились видеопорталы с рекламной или подписной моделью (наиболее яркий пример – Hulu). На самом же YouTube уже давно есть официальные страницы каналов, сервис создает с ними совместные проекты и организует трансляции.
Во-вторых, стало понятно, что любительский контент не способен убить профессиональный: качественный продакшн, требующий режиссуры, хорошей упаковки, грамотного продюсирования и, как следствие, значительных инвестиций, до сих пор востребован средним интернет-пользователем, каким бы яростным врагом современного телевидения он не был. Новое направление развития YouTube – это попытка оттолкнуться от сложившейся конфигурации и расширить сформировавшуюся вокруг него экосистему. YouTube-бум на наших глазах породил еще один телевизионный рынок – рынок профессионального нишевого видео. Все – от крупных газет и журналов до корпоративных сайтов и государственных сервисов – производят видеоконтент. Это уже не любительские съемки гэгов на айфон, но еще и не профессиональный продакшн телевизионных студий. Да, часто это просто скромные интервью или видеоколонки, но контент постепенно усложняется и становится разнообразнее: газеты делают сложную инфографику, спортивные сайты замечательные и смешные развлекательные шоу, появляются хорошо снятые комедийные циклы, бизнес-лекции и пр.пр.
Чаще всего эта попытка профессионалов нетелевизионных медиа выйти за пределы традиционной профессиональной компетенции оказывается удачной – скажем, ритм сайта современной газеты сегодня уже мало чем отличается от ритма информационного телевидения. У всего этого была одна проблема: видео требует хорошего и быстрого канала доставки до конечного потребителя. При этом для такого видео важен контекст. Как говорит Риши Чандра, видео легче «продавать» пользователю, когда у него есть большой выбор на одной платформе: чем больше у твоего ролика конкурентов, тем больше людей его посмотрит. Google TV со встроенным YouTube – такой канал, и такой контекст уже может предоставить. YouTube уже стал главным хабом пользовательского видео. Теперь он может стать универсальным агрегатором полупрофессионального видео нового поколения. Это для видеосервиса – большой шаг вперед еще и с коммерческой точки зрения. Новые партнеры YouTube больше чем кто-либо заинтересованы в окупаемости собственного видеопроизводства. Мотивы пользователей чаще всего исключительно социальные: они, загружая видео на видеохостинг, не ставят перед собой прямых коммерческих целей.
Мотивы профессиональных крупных телекомпаний – либо имиджевые, либо далеко стратегические – важно не упустить рынок, который когда-то будет приносить большие деньги, но пока основной доход все равно приносят традиционная реклама в телевизорах и подписка. Мотивы интернет-студий и медиакомпаний исключительно прагматичные. Google обещает делиться с ними половиной доходов от рекламы, которая будет транслироваться на каналах. А мотивированные партнеры – пожалуй, единственное, что нужно интернет-компании для того, чтобы наконец научиться на YouTube зарабатывать. Пока у нее это не очень хорошо получается.
http://slon.ru