Проект «Антиспам»: Закон «О рекламе» доказал свою неэффективность в борьбе со спамом
Новый закон «О рекламе» оказался неэффективен в борьбе со спамом. Федеральная антимонопольная служба ничего не может сделать с нарушителями, говорят эксперты Рабочей группы проекта «Антиспам». В середине февраля 2006 они подготовили ряд заявлений в Федеральную антимонопольную службу по поводу нарушения спамерами ФЗ «О рекламе». Эксперты привели несколько случаев распространения спама, рекламирующего подделки под швейцарские часы известных марок, приборы для обнаружения «жучков, бухгалтерские и юридические услуги, услуги таможенного брокера, курсы по обучению различным специальностям, базы данных ГИБДД, МВД, ФТС, ПФР и др.
В последнее время этот спам появился в почтовых ящиках многих российских пользователей. Такие несанкционированные рассылки явно нарушают ряд положений закона «О рекламе». Согласно этому законодательному акту, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязана «выявлять и пресекать» случаи нарушения закона. Поэтому заявления были направлены в ФАС, чтобы проверить, насколько эффективным может быть применение нового законодательства.
Недавно служба дала официальный ответ на эти заявления. В частности, ФАС сообщила, что «информация, вносимая пользователями почтовых программ в служебные поля отправляемых электронных писем, не отвечает признакам рекламы… соответственно на эту информацию требования ФЗ „О рекламе“ не распространяются».
В отношении жалобы на транспортную компанию, которая рекламировала себя с помощью спама, «забыв» при этом указать, как того требует закон, номер лицензии на оказание соответствующих услуг, ФАС сообщила, что «в рекламе не указан адрес рекламодателя, а сообщается лишь телефонный номер», владелец которого отрицает свою причастность к указанной рекламе. В связи с этим ФАС посчитала, что «не располагает сведениями о рекламодателе» и у нее, соответственно, отсутствует возможность для возбуждения дела о нарушении ФЗ «О рекламе».
Как сообщил в телефонном разговоре сотрудник ФАС, заказчик спама с рекламой средств для обнаружения «жучков» не стал отрицать факта рассылки и даже представил в ФАС документы, свидетельствующие о том, что рекламируемая им деятельность не требует лицензирования.
Относительно заявлений о распространении с помощью спама незаконной рекламы подделок под швейцарские часы известных марок и конфиденциальных баз данных, ФАС сообщила, что передала информацию об этих фактах в МВД для проведения соответствующего расследования. Установить, в какой именно из департаментов МВД попала эта информация, пока не удалось.
По мнению координатора Проекта «АнтиСпам» Евгения Альтовского, «полученные от ФАС ответы свидетельствуют как о нежелании заниматься такой „мелочью“, как спам, так и об отсутствии законодательных норм, позволяющих эффективно бороться с его распространением».
«Даже тот спам, который очевидно является рекламой, может не являться ею с точки зрения ФАС, а спамеру или его заказчику достаточно сказать „я — не я и лошадь не моя“, чтобы с него были сняты все обвинения, — заявил Альтовский. — Можно декларировать в ФЗ „О рекламе“ сколь угодно строгий запрет на распространение рекламы с помощью спама, однако пострадавшему сначала придется убеждать ФАС в том, что полученный им спам — это именно реклама, и надеяться, что рекламодатель добровольно признается в том, что произвел или заказал рассылку спама».
«Вывод из этого можно сделать один, — добавил Альтовский. — ФЗ „О рекламе“ ни в действующей редакции, ни в новой, которая должна вступить в силу 1 июля 2006 г., не содержит реальных и эффективных инструментов для противодействия распространению спама. Возможно, с помощью ФАС и МВД нам удастся прекратить или хотя бы ограничить распространение рекламы незаконных товаров и услуг. Однако на большее рассчитывать не приходится».
http://www.webplanet.ru/news/internet/2006/3/30/antispam.html