Радиостанция «Эхо Москвы», вдохновившись опытом немецкого рейтинга «самых отвратительных» неологизмов года по версии жюри из авторитетных политологов, языковедов и журналистов, провела опрос своих слушателей на ту же тему. Характерно, что по текущим результатам, наибольшее раздражение у русскоязычной аудитории вызывают неологизмы – причем, в большинстве своем, связанные с маркетингом как профессиональной сферой либо маркетингом порожденные.
В списке «лидеров» - такие термины, как «гламур», «промоушн», «пиар», «блокбастер», «контент», «креатив», «месседж», «электорат» и пр. Наряду с ними содрогания у публики вызывает офисный сленг («адженда», «бренд-менеджер», «мерчендайзер»), специфическая IT-веб-лексика («хостер», «юзер», «блог», «интерфейс»), собственно язык блогов – всяческие «афтар жжот», и журналистские «топ-употребимые» клише, вроде «монетизации» и «путинизма». Другими словами, все, что в профессиональной среде воспринимается как тренд (тоже неплохой кандидат в список), и, следовательно, формирует информационное наполнение, на самом деле лишь укрепляет стену между коммуникатором и аудиторией.
Впрочем, к подобным инициативам можно подойти и с совершенно другой стороны. «Психологизированное» внимание к аудитории – тоже своего рода тенденция. Составление рейтинга «самых отвратительных слов» работает по принципу сплоченного плюрализма, когда разные мнения публики направляются в заданный модератором канал. «Списки ненависти» - всего лишь форма фокус-группы, а негативные эмоции традиционно более остры и прямолинейны. Думается, что по сути использование такой лексики, да и окололингвистические экзерсисы «креаторов» позволяют закрепить у аудитории собственно самосознание аудитории. |