«Главная борьба развернется на рынке контекстной рекламы»В интервью «Вебпланете» Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и Партнеры» подводит итоги уходящего года и делает прогноз событий года будущего. Что вам запомнилось в этом году больше всего?
Вообще, в этом году произошел просто взрыв рекламного рынка. Очень важное событие — контракт IMHO VI с крупнейшими площадками. «Видео Интернешнл» пришел и выкупил всю медийную рекламу на «Яндексе» и Mail.Ru. Это тоже наверняка сильно скажется в следующем году на объёме рынка.
Для меня лично было важно, что мы вышли из бизнеса
Как, по-вашему, какие будут первые шаги Google, когда выйдет на рынок в России официально?
Я хочу сказать, что это вопрос, который люди Google, приехав сюда, задают всем. Они подходят буквально к каждому и спрашивают — что бы ты сделал, если бы был генеральным директором Google в России? Но надо понимать, что у Google есть две разных команды, которые занимаются принципиально разными вещами. Одна команда занимается открытием центров разработки технология Гугла по всему миру, у них есть намерение открыть такой центр в России. Сейчас ходит некий миф про Питер и про 3000 программистов (как у Хлестакова — «30 000 одних курьеров»), но я не знаю, откуда это взялось. В Google отрицают это. В Питере сейчас очень много офисов разработки. И большая конкуренция за программистов. Может, конечно, они и в Питере будут открываться, но я бы этому удивился.
А офис продаж, который нацелен на захват доли рынка, они откроют в Москве, в форме ЗАО или
Также они должны улучшить условия для местных рекламных площадок. Чтобы рекламная площадка могла здесь же заключить договор и здесь же получать деньги. Это уже сильно укрепит их позиции. Дальше они будут
А кто конкретно приезжал в Москву от Google?
Там разные люди приезжали, раз шесть за 2005 год, в частности Лидия Штаркман, Игорь Кривоконь.
Сколько,
Я думаю, человек 15–20 в «коммерческом офисе» в первое время. Для офиса продаж больше и не нужно, а сколько они в центр разработки смогут нанять — не знаю. Предполагаю, что для них — чем больше, тем лучше. Но сколько вообще доступных программистов в России осталось — это большой вопрос.
Как вы думаете, удастся ли «Яндексу» потеснить «Бегуна» на рынке контекста в следующем году?
Я думаю, что ему придется долго теснить. Там ведь проблема в том, что «Бегун» так же, как и «Яндекс», не выходит на самое широкое поле, они не продают
Поэтому, когда они выйдут на рынок мелких сайтов, то там пока не получится
Какие глобальные изменения в Рунете произойдут в следующем году?
Вряд ли порталы будут бодаться лоб в лоб на рынке сервисов. Mail.Ru, как мы видим, делает основной упор на сервисы, связанные с общением, на то, чтобы предоставить людям разные системы коммуникации — почту, Mail.Ru Agent, знакомства. Скорее всего, они и дальше будут двигаться в этом направлении. Правда, есть вероятность, что они надумают сделать собственный поиск по Рунету, но пока не ясно, займутся они этим или нет.
То есть, «Рамблер» автоматически выпадает из борьбы на рынке контекстной рекламы?
Ну, не совсем так.
Я думаю, что конкуренция на рынке поискового трафика в новом году будет усиливаться. Запросов не хватает на всех клиентов. Вот, например, «Яндекс» уже предложил площадкам ставить одновременно и свой поиск (XML результатов поиска) и свою рекламную сеть на этих результатах. И это может серьезно расширить охват его контекстной рекламы.
То же самое может сделать и «Рамблер».
Вообще, насколько можно судить, рекламных площадей в Рунете не хватает. Клиентов больше, чем показов. В следующем году значительно вырастет не только количество площадей, но и уровень цен.
Как вы думаете, удастся ли «Рамблеру» в новом году отыграть вторую позицию, которую он уступил Mail.Ru?
Сомневаюсь. Я просто уверен, что в компании драйва совершенно нет. Руководство сейчас интересуют в основном такие вещи, как курс акций, продажа
«Яндекс» — это поиск, Mail.Ru — это почта, а что такое «Рамблер»? Одним словом можете назвать?
Не могу. Этот вопрос обсуждался в «Рамблере», ещё когда я там был директором. И решить его не удалось. Хозяева отказывались его решать, говоря: ну просто «Рамблер» — это номер 1 в Рунете, что там позиционировать, все и так знают «Рамблер».
Есть ли позиционирование хотя бы внутри, в головах сотрудников компании сейчас — не знаю. Можно почитать материалы «о компании», из них мы узнаем, что «Рамблер» остаётся лидером интернета, социальным проектом и крупной
У многих на рынке есть ощущение, что уже достаточное количество инвесторов могут оценить «Яндекс» не менее, чем в миллиард. А во сколько вы оцениваете «Яндекс»?
Совершенно ясно, что и в самом «Яндексе» и внешние инвесторы оценивают компанию не меньше, чем в
Как вы думаете, когда «Яндекс» выйдет на биржу? В
Не знаю. Бухгалтерия у «Яндекса» давно аудированная, все остальные приготовления к IPO у них также сделаны, насколько я могу судить. Значит, тут вопрос решения владельцев и выбора благоприятного момента. Я бы на их месте поторопился с выходом на биржу, так как с приходом «Гугла» в Россию возрастают риски для локальных игроков. Потом можно получить более низкую оценку, если «Гугл» покажет динамику захвата доли рынка. Но я же не владелец «Яндекса», моё мнение не имеет значения, потому что я ничем не рискую…
Начнется ли в следующем году экспансия в Рунет больших
Я не знаю. Я не в курсе всего этого. В управлении финансами и в инвестиционном бизнесе не очень понимаю. В принципе, денег в стране очень много, инвесторы сейчас идут просто пачками. К сожалению, пока это предложения на уровне «вот я решил вложить денег в интернет, лучше в поиск, скажите куда».
А какова вероятность, что в следующем году в Рунет придут крупные западные игроки — Yahoo или
Я не знаю… Пришел ли Google — тоже ведь до сих пор непонятно. Но его уже все заранее боятся. Уже лет пять. Ведь о том, что Google придет в Россию, пишут примерно с 2000 года. Все пишут, что он скоро придет, что все должны будут подвинуться, а он все не идет и не идет… И про MSN и Yahoo тоже самое рассказывают. Возможно, Google придет в следующем году. Может, и MSN придет, но разве что во второй половине года.
Когда придет MSN, они, вероятно, будут строить портал. Вопрос в том, как будут строить: либо самостоятельно, либо путем покупки существующего?
Не могу сказать, не знаю. MSN сюда ездит тоже, мы с ними встречались, но пока, похоже, это только первые разведывательные рейды. Вряд ли они сами
А почему вы говорите, что только в этом году появились первые сети? «ЖЖ» — это ведь тоже Рунет, хоть он и хостится на Западе. А ведь это социальная сеть. Еще есть Liveinternet от Германа Клименко. Что касается прогнозов, то сейчас огромное количество проектов делается под продажу. Эти проекты называют ровно так, как нужно называть, чтобы дали денег.
Раньше давали денег под «Яву», под «Интернет» вообще. Сейчас дают под «поиск». В этом году как грибы появлялись поисковики — во всяком случае, появлялись сообщения о поисковых стартапах. Их в Рунете появилось штук 6–7. Но совершенно не понятно, что они из себя представляют по сути. Ну вот есть Nigma.
Есть другие проекты. В них тоже пока понять ничего нельзя. Фактически как сервис они не работают, но рассказов много. Есть подозрение, что ничего кроме
А прямо сейчас модными стали «социальные сети». Это слово взлетело вслед за поиском. Соответственно, логично, что появляются стартапы, которые делают проекты, именуемые «социальной сетью». Чтобы дали денег.
Как я это себе представляю?
То есть, вероятно появление очередных
Ну да. Они обязательно будут. Просто инвесторы, которые не хотят думать сами и как следует разбираться в бизнесе, и охотно дают деньги просто под модные словечки, станут жертвами таких пузырей.
Когда покажете рынку свой поисковик по товарам?
Надеюсь, он будет запущен в конце января
А
«Новотека» начнет довольно сильно развиваться в январе.
Каким образом?
Подробности рассказывать пока не хочу. Есть идея о том, как сделать «Новотеку» платформой для
Кроме того, геотаргетинг у нас довольно хорошо развивается. Это технология, которую мы поставляем другим игрокам, в частности — «Бегуну» (сейчас всего три заказчика, но скоро будут еще).
Мы также развиваем «Автоконтекст» для «Бегуна», закончили версию с хорошим тематическим распознаванием. Вообще у нас проектов штук 30, всё время занимаемся вычёркиванием.
А еще мы делаем свой
Сейчас есть ниша на рынке систем статистики для вебмастера и его маркетингового начальника: «Спайлог» и «Хотлог» испытывают перманентные технические трудности и на наш взгляд находятся в технологическом тупике — они не могут преодолеть проблемы с нагрузкой и обсчётом статистики. Барахлит и счётчик на Mail.Ru. У счётчика LiveIntenet («Ракса»), напротив, все хорошо с технологией, его писал очень крутой парень (Максим Зотов), но этот мощный счетчик несколько бесчеловечный, поскольку делали его программисты. Для простого необученного директора по маркетингу он не подходит.
В нашей системе статистики будет много маркетинговых штук, которых у «Ракса» или у «Спайлога» нет. C помощью наших инструментов владелец сайта сможет полностью управлять своим маркетингом в сети.
Когда появится бета вашего счетчика?
Не хочу обещать точных сроков. Надеюсь, что в первом квартале 2006 года. Денис Крючков
|