|
Пособие для издателей
Первое и главное, что, во избежание последующих проблем, должны осознать лица, использующие в своих коммерческих целях творческий результат работы авторов, — у издателя должно быть правовое основание для использования объектов авторского права. Нельзя использовать результаты чужой творческой деятельности «просто так», без правовых оснований, описанных в данной статье.
Во-первых, необходимо четко представлять, что является объектом авторского права (и, соответственно, охраняется законом). Авторское право защищает любой результат творческой деятельности человека. Творческим, условно говоря, признается то, что два разных человека в любом случае создали бы в разном виде. Стенографическая запись речи, например, не результат творческой деятельности, поскольку два разных человека, записывая одну и ту же речь, записали бы ее одинаково.
Соответственно, объектом авторского права являются литературные (повести, рассказы, стихи, эссе и т.п.) и художественные (картины, рисунки, фотографии, объекты дизайна) произведения. На практике к объектам авторского права также относятся музыкальные и видеопроизведения, скульптуры, макеты и иные объемные сооружения, программы для ПЭВМ, музыкальные и хореографические постановки, произведения архитектуры и многое другое.
Необходимо отметить, что эти произведения охраняются независимо от достоинства (плохие стихи закон охраняет так же, как и гениальные), цели использования и размера (фраза из нескольких слов, если она оригинальна — носит творческий характер, охраняется так же, как и объемный роман).
Во-вторых, в силу прямого указания закона, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Не являются объектом авторского права сообщения о событиях и фактах, носящие информационный характер. Это значит, что если у вас есть какая-то идея, зарегистрировать («запатентовать») ее вы не сможете, любая идея принадлежит всем. А методы (способы, концепции и т.п.) в принципе являются разновидностью идеи.
Ну и, в-третьих, закон предусматривает две правовые формы использования результатов чужой интеллектуальной деятельности: Первая и основная форма — авторский договор. По авторскому договору автор (правообладатель) передает кому-либо имущественные права на использование произведения в определенных формах. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Также в авторском договоре можно указывать вид передаваемых прав (исключительные либо неисключительные).
Необходимо учитывать, что в силу прямого указания закона имущественные права на использование произведения могут быть переданы только по авторскому договору. Если вы заключили какой-то другой договор (поставки, подряда, оказания услуг, о совместной деятельности), права на использование произведения к вам не перейдут, что бы ни было написано в этих договорах. Необходим только и исключительно авторский договор.
Кроме того, закон также указывает, что права, которые не обозначены в авторском договоре, считаются не переданными. Если вы не оговорили в авторском договоре передачу вам права на перевод — оно к вам и не перешло.
Таким образом, закон предъявляет повышенные требования к содержанию авторского договора. К сожалению, образцы авторских договоров в сети Интернет и различных базах данных обычно далеки от совершенства, кроме того, они вряд ли приспособлены под вашу ситуацию. Поэтому рекомендуем в повседневной деятельности использовать образцы, разработанные для вас под заказ юристами, специализирующимися на авторском праве.
В результате, любое издание — это комплексное произведение, в котором объединено множество объектов авторских прав. В газете, например, объектом авторских прав являются статьи (за исключением информационных сообщений о сведениях и фактах), фотографии, рисунки, кроссворды, оригинальные шрифты, дизайн (расположение статей, фотографий, рисунков и т.п. на полосе — если такое расположение является результатом оригинальной творческой деятельности), стихи и т.д.
Второй возможной формой использования авторского произведения является служебное произведение. Служебное произведение — это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. То есть, произведения признаются служебными, если обязанность создавать определенные произведения изначально входит в должностные (служебные) обязанности работника.
Исключительные права на использование служебного произведения по общему правилу принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю).
Применительно к служебному произведению необходимо учитывать, что такой режим произведения возможен только при наличии трудовых отношений (работник-работодатель), заключение гражданско-правового договора (подряд, поручение, оказание услуг и т.п.) не дает организации права использовать произведение автора.
Второй важный момент — создание произведений должно входить в служебные обязанности работника. На практике это означает, что такая обязанность должна быть документально зафиксирована. Это может быть сделано либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции работника, с которой он должен быть ознакомлен под роспись. В ином случае при возникновении спора работодатель просто не докажет, что создание определенных произведений входит в обязанности работника.
Кроме того, необходимо учитывать, что положения о служебном произведении не распространяются на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Исключительные права на использование таких изданий принадлежат издателю, что не лишает автора использовать свои произведения независимо от издания в целом. Это, например, означает, что журналист или фотограф, находящиеся в штате газеты, не вправе претендовать на получение особого вознаграждения за использование газетой материала, созданного ими в порядке выполнения своих служебных обязанностей или служебного задания своего работодателя. Предполагается, что их творческий труд уже полностью оплачен газетой и последняя приобрела исключительное право на использование этого материала.
Все вышесказанное — это краткие и базовые сведения, которые необходимо знать издателю, который использует в своих коммерческих целях творческий результат работы авторов. Эта информация, в идеале, даст вам возможность более корректно использовать результаты чужой творческой деятельности и, тем самым, избежать некоторых проблем.
Данная информация не является исчерпывающей, поэтому для решения конкретных вопросов, а также в случае возникновения каких-либо спорных ситуаций, рекомендуем все-таки обращаться к юристам, специализирующимся на авторском праве.
Роман Речкин, начальник отдела правовых споров агентства юридической безопасности "Интеллект-С":
|