Самое лакомое место эфира
Для работников голубого экрана слово "прайм-тайм" - волшебное. Именно в эти заветные часы мечтает поставить свой эфир любой продюсер любой телепередачи.
Термин "прайм-тайм" возник на телевидении одновременно с рекламой, когда телебоссы задумались об установке цен на те или иные часы эфира. Совершенно очевидно, что платить одинаковые деньги за ночные эфиры, когда рейтинги накручивают заснувшие перед экраном телезрители, и за вечерние показы любимых передач, когда к экранам прилипают тысячи вернувшихся с работы служащих, никто не будет.
Прайм-тайм - это и есть те часы наибольшего телесмотрения, когда зрителей больше, реклама дороже, гонорары выше, а борьба между телеканалами ведется максимально ожесточенная. Поэтому если в остальные часы, когда домохозяйки ревут над страданиями любимых героев малобюджетных сериалов, а их малолетние детишки вырывают пульт, чтобы посмотреть очередную порцию мультиков, к телеэфиру можно относиться менее серьезно, то в прайм-тайм ставятся только "беспроигрышные" передачи.
На самом деле прайм-тайм для каждой страны разный, и это зависит от национального менталитета. Если в Англии служащий после работы отправляется в бар на пинту пива и только потом возвращается домой, то в России большинство с работы спешит сразу к родному очагу, чтобы напиться уже под аккомпанемент телевизора - отсюда и "горячие часы" у нас свои.
Незадолго до последних выборов в Госдуму, понятие "прайм-тайм" пытались определить законодательно. Тогда обнаружилось, что закон предписывает телеканалам предоставлять бесплатное эфирное время для агитационных материалов в тот период, когда у телевизора собирается наибольшая аудитория, однако эти периоды никто не обозначал. Спешно было вынесено решение "назначить" прайм-тайм российского телевидения на отрезки с 7 до 9 утра и с 7 до 11 вечера. Несмотря на то что такие рамки вызвали целый всплеск критики со стороны профессионалов, именно эти промежутки времени, хотя и довольно условно, можно назвать самыми важными для телебоссов.
Если утренний прайм-тайм держится исключительно на разного рода легких развлекательных шоу с примерно одинаковым содержанием, популярность которых зачастую зависит от харизмы ведущих, то вечерние топовые тайм-слоты - это уже повод для более детального рассмотрения.
В последнее время центральные телеканалы отдают прайм-тайм в основном под русские телепродукты, причем в основном сериальные. Первый канал, например, доверяет миссию привлечения телезрителей сериалам "След", "Принцесса цирка" и "Громовы", а более нашумевший западный "Остаться в живых" отодвинули на 22.30, когда активность аудитории уже идет на убыль. "Россия" отвечает "Родными людьми" и "Вызовом", которые тоже являются делом рук российских производителей. НТВ поддерживает тенденцию и ставит в эфир "Закон и порядок", "План Б" и "Формулу стихии". Остальные каналы в это время крутят сериалы "Счастливы вместе" и бесконечный "Дом-2" (ТНТ), "Папины дочки", "Одна ночь любви" и "Атлантида" (СТС), "Трюкачи" и "Солдаты" (Рен ТВ), "Клуб" (MTV).
Формат сериала всегда был выигрышным для телевидения, потому что он позволяет не только заинтересовать зрителя интересным сюжетом, но и удержать его на долгое время. Единожды вовлекшись в сюжет того или иного сериала, человек постепенно втягивается и, скорее всего, будет следить за развитием событий, которое длится порой до нескольких сотен серий. А это обеспечивает каналу стабильную аудиторию надолго. Однако вектор совершенно очевидно сместился именно в сторону российских сериалов, которые зачастую по качеству значительно уступают зарубежным.
Это объясняется тоже предельно просто. Например, в США подростковые сериалы - это уже давно довольно важный элемент социализации подростков. Зачастую именно из телевизионного "мыла" они узнают о взрослой жизни, моделях поведения и ситуациях, с которыми впоследствии могут столкнуться. Но надо иметь в виду, что американские или тем более бразильские сериалы показывают нам ту жизнь, которой живут "за бугром", а российские приближают к нашим реалиям. А своя рубашка, как говорится, ближе к телу. Как и свои узнаваемые герои с которыми можно себя так или иначе ассоциировать. Отсюда и возникает популярность в регионах сюжетов про провинциалов, покоряющих Москву (как, например, недавно закончившийся "Татьянин день"), или же о некрасивых девочках с брекетами, которые в итоге обретают свое счастье.
Ася Чепурина, "Мир Новостей".