Лизинг: он какой?
Понятие «лизинг» пришло в современный русский язык не более десяти лет назад. Однако многие уже людей вполне понимают значение и применение этого финансового инструмента. Наиболее просвещённые даже знают о существовании различных видов лизинга. И всё-таки, на наш взгляд, стоит внести полную ясность в этот вопрос и подробно рассмотреть каждый из видов.
Лизинг – один из наиболее эффективных инструментов обновления основных средств российских предприятий. Это обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, государством предоставлены налоговые льготы при приобретении имущества в лизинг: при установлении амортизации на предметы лизинга используется коэффициент 3, позволяющий в три раза быстрее амортизировать основные средства, снижая затраты по налогу на имущество и налогу на прибыль.
Во-вторых, лизинговые компании более гибко, чем банки, подходят к рассмотрению как клиента, так и самой сделки. Они, зачастую, закрывают глаза на не слишком хорошее финансовое состояние клиента, если он приобретает ликвидное оборудование, могут устанавливать сезонность. Это связано с тем, что риски лизинговых компаний ниже, чем у других финансовых компаний, так как право собственности на объект лизинга принадлежит лизингодателю до окончания срока лизинга и уплаты всех лизинговых платежей.
В-третьих, лизинговая компания может предоставить целый ряд дополнительных услуг, таких как регистрация в ГИБДД или Гостехнадзоре на свое имя, страхование по довольно низким корпоративным тарифам, организация доставки и таможенного оформления оборудования и др.
Но сегодня мы хотим рассказать подробнее не о наиболее распространенной в РФ схеме финансового лизинга, а о схемах, широко распространенных в западных странах, и, по нашему глубокому убеждению, уже начавших свое развитие в России.
Разработаны и активно внедряются следующие инновационные программы и схемы: экспресс-программа и скоринговая система лизинга автотранспорта, оперативный лизинг, операционный лизинг, «связанное финансирование», лизинг недвижимости.
Экспресс-программа лизинга
Лизинг легкового автотранспорта, пожалуй, самая динамично развивающаяся отрасль: за пять лет удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга вырос по данным экспертов с 11 до 24%.
График. Виды оборудования, составившие более 2% в объеме нового бизнеса в 2006 г.
Такой рост привел к увеличению конкуренции между лизинговыми компаниями, и, как следствие, к появлению специальных программ, все более выгодных для лизингополучателей. На данный момент на рынке предлагаются следующие специальные программы: экспресс-программа (срок принятия решения составляет несколько часов), программа приобретения автотранспорта в лизинг без первоначального взноса или с нулевым удорожанием.
Появление скоринговой системы обусловлено новым подходом в оценке рисков компании. Дело в том, что автотранспорт является наиболее ликвидным предметом лизинга, что связано, в первую очередь, с хорошо развитым вторичным рынком. Таким образом, лизинговые компании начинают в меньшей степени смотреть на финансовое состояние клиента, так как понимают, что с учётом 20-30% аванса в случае неплатежей и изъятия, они смогут оперативно и безубыточно для себя реализовать предмет лизинга на вторичном рынке.
Программы лизинга без первоначального взноса, на наш взгляд, могут быть рассмотрены, но они не всегда являются выгодными для лизингополучателя, т.к. с учетом повышения рисков, соответственно возрастает и процентная ставка по кредиту.
Лизинг с нулевым удорожанием – это не что иное, как маркетинговая уловка. Естественно, что с учетом объемов покупок лизинговой компанией автомобилей, салоны предоставляют дополнительные скидки, при учете которых, лизингополучатель платит столько же, сколько он бы заплатил, взяв автомобиль в кредит.
Операционный лизинг
В дополнение к скоринговой программе лизинга, большое внимание со стороны лизингополучателей получил операционный лизинг автотранспорта. Его особенностью является то, что при заключении договора лизинга в состав лизинговых платежей могут быть, например, включены не только затраты на страхование КАСКО и ОСАГО, плата за регистрацию автомобиля в ГИБДД и транспортный налог, но и затраты на плановое обслуживание автомобиля (сервисный осмотр, включая замену масла и фильтров, тормозных дисков и колодок, амортизаторов, развал-схождение и т.д.). Также в состав лизинговых платежей могут быть включены все непредвиденные затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, кроме гарантийных или страховых случаев. Такой продукт наиболее интересен для компаний, имеющих свои автопарки. Причем тенденции к предоставлению лизинговыми компаниями полного спектра услуг уже появляются: техническое обслуживание, мойка, вплоть до хранения сезонной резины и т.д.
Оперативный лизинг
Оперативный лизинг (лизинг без перехода права собственности к лизингополучателю по окончании договора лизинга) совершенно новый для России вид лизинга.
Еще пару лет назад лизинг можно было считать чисто финансовым инструментом, альтернативным кредиту, и интересным для клиента, в первую очередь, налоговыми льготами, предоставленными государством, и возможностью получения некоторых дополнительных услуг. При этом, лизинговые договоры в обязательном порядке предусматривали переход права собственности по окончании договора лизинга к лизингополучателю, так как лизинговые компании, являвшиеся финансовыми институтами, просто боялись получить назад предмет лизинга через какой-то срок по целому ряду причин.
Во-первых, они не понимали специфики бизнеса в конкретных отраслях, не знали основных игроков – потенциальных покупателей техники, вернувшейся из лизинга.
Во-вторых, в штате лизинговых компаний не было специалистов, умеющих продавать б/у технику и разбирающихся в ней.
В-третьих, лизинговые компании не имели возможности оценить стоимость приобретаемой техники через несколько лет, опять-таки по причине отсутствия
В-четвёртых, отсутствие по ряду видов техники хорошего сервисного обслуживания и низкая культура обращения с техникой у клиентов, из-за чего далеко не всегда можно было с высокой долей вероятности предположить, в каком состоянии окажется техника по окончании договора лизинга.
Большинство из этих проблем удалось решить за счет наработанного лизинговыми компаниями за последние годы опыта. Было достигнуто глубокое понимание специфики отдельных отраслей, оценены перспективы их развития и изучены крупнейшие игроки в конкретных сегментах рынка. Также наладилось и плотное сотрудничество с поставщиками, которые постепенно начинают брать на себя контроль над состоянием техники в течение срока договора лизинга и риски снижения цен на предмет лизинга, подписывая договоры обратного выкупа техники.
Кроме того, оперативный лизинг становится интересен рынку, так как для него характерны более низкие ежемесячные лизинговые платежи, позволяющие клиентам во многих случаях получать прибыль от приобретенного в лизинг основного средства с самого начала его эксплуатации, не дожидаясь окончания договора лизинга. Как правило, в таком договоре предусматривается возможность выкупа предмета лизинга лизингополучателем по окончании договора лизинга по заранее установленной цене. Это дает клиенту возможность опробовать технику, поняв, подходит ли она ему, и если нет, не искать пути избавления от неё, а просто вернуть лизинговой компании ненужное основное средство. Также для ряда отраслей (например, строительство) характерно четкое понимание загрузки своих мощностей лишь на определенное время. Такие компании понимают, что определенная техника им точно будет нужна в течение года или полутора лет, на которые у них есть заказы и заключены договоры. Однако они не могут определенно утверждать: понадобится ли им техника по окончании этого срока – ведь многое зависит от конъюнктуры рынка и их собственного положения на нем. Таким компаниям оперативный лизинг интересен в силу специфики их деятельности.
К сожалению, пока большинство компаний предлагают оперативный лизинг лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому как легковой и грузовой автотранспорт, определенные виды строительной техники. Следует также учитывать, что по ряду видов оборудования подобная услуга не может быть предоставлена в принципе, в силу его уникальности и невозможности реализовать на вторичном рынке (например, лифтовое оборудование или эскалаторы).
И всё-таки самой основной проблемой, мешающей существованию оперативного лизинга в России, является отсутствие подобного понятия в законодательстве, что приводит к невозможности передачи одного и того же оборудования в лизинг несколько раз.
«Связанное финансирование»
Эту программу можно отнести к классическому финансовому лизингу. Она предполагает привлечение связанного финансирования под приобретение нового иностранного оборудования у производителя. Отличительными чертами данного лизингового продукта являются низкие ставки и длительные сроки по сравнению с российским финансированием. Правда, следует помнить, что в связи с существенно более сложной структурой сделки и большим количеством участников в ней, как правило, такие сделки требуют большего времени на принятие решения всеми сторонами о финансировании проекта и осуществление самой сделки. Тем не менее, в связи с ростом закупок импортной техники российскими компаниями и повышением инвестиционной привлекательности России данный инструмент является, по нашему мнению, очень перспективным способом финансирования приобретения основных средств.
Лизинг недвижимости
Это направление выделяется в отдельное, т.к. для него характерна сложная и длительная процедура сделки, а также особые свойства предмета лизинга, который не имеет тенденции к понижению стоимости (снижение функциональности и полезных свойств объекта недвижимости с избытком перекрывается повышением общего уровня цен на данном рынке). Это позволяет лизинговым компаниям при наличии в сделке аванса в 20-30% закрывать глаза на финансовое состояние лизингополучателя.
Однако данный рынок в России на сегодня развит очень слабо. Существует две основные причины, мешающие развитию данного сегмента. Во-первых, пробелы в законодательстве серьезно повышают риски по таким сделкам как лизингодателей, так и лизингополучателей. А во-вторых, для финансирования таких проектов нужны довольно длинные деньги (как минимум, 7-летние). К сожалению, такими ресурсами обладают лишь единицы лизинговых компаний в России. Тем не менее, этот рынок очень перспективен, и можно с уверенностью предсказать его бурный рост в ближайшие годы.
Комментарий
Финансовый директор компании «Дорожник-92» Альберт Яковлев:
- Мы рассматривали несколько вариантов финансирования для покупки бетонного завода. Была возможность взять деньги в Сбербанке РФ под достаточно хороший процент, либо взять технику в лизинг. Мы воспользовались схемой «связанного финансирования» и получилось значительно дешевле. Большим плюсом для нас было также то, что мы начали платить, когда завод уже реально начал работать, т.е. не замораживая средства. Мы просто считаем, и если есть вариант дешевле – почему бы им не воспользоваться?
Специально для "МедиаПилот", Яна Окатова, ведущий специалист по маркетингу ГК «Интерлизинг».