Партия власти не знает, кого снимать в своих роликах
На этой неделе россияне увидят президента в предвыборных роликах «Единой России». По данным «НГ», федеральные каналы уже передали в партию свои архивные материалы. А главный пиарщик предвыборного штаба ЕР Михаил Сидоров то и дело появляется в общественных местах со съемочной группой. Остальные партии тоже завершают работу над роликами, часть которых уже передана в ЦИК, где и хранится в глубокой тайне – до 2 ноября.
Ловушка для медведей
По данным «НГ», ЕР еще в августе бросила клич по пиар-фирмам, желающим поработать над предвыборной видеоагитацией партии власти. Но ни один черновой проект не был одобрен единороссовским руководством. Сейчас же заново занялась этим вопросом Группа-ИМА, исполнительного директора которой ввели в штаб в сентябре.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что партия власти находится сейчас в затруднительном положении: «Показывать в роликах Путина глупо, потому что его и так будут постоянно демонстрировать как действующего президента. Показывать других лидеров ЕР тоже смешно: они отошли на второй план». По его мнению, в варианте роликов, показывающих достижения президента, и в роликах-обещалках с демонстрацией «Плана Путина» единороссов может подстерегать ловушка. «Как только начнут расшивать абстрактное понятие, люди могут разочароваться несовпадением личных ожиданий и транслируемым смыслом. Элемент неконкретности этого плана может принести больше пользы», – убежден Минченко. Самый беспроигрышный, по его мнению, путь – классика: люди рассказывают, как любят Путина.
Напомним, на прошлых выборах партия власти так же активно использовала образ главы государства. «Вместе с президентом голосуй за «Единую Россию» – этот слоган сопровождал кадры с изображением счастливых россиян, повествующих о том, как и почему им стало лучше жить. Путин присутствовал также в роликах, демонстрирующих активность лидера партии Бориса Грызлова.
Участники гонки не сомневаются: в условиях сугубой централизации агитационной кампании, ставшей результатом проведения выборов только по партийным спискам, самым эффективным оружием борьбы за сердца избирателей станут именно ролики. И единственным, после того как президент Путин возглавил список ЕР, фактически поставив крест на теледебатах. Поэтому партийцы тщательно охраняют все, что связано с изготовлением видеоагитации.
Самым засекреченным оказался проект ЛДПР. Ожидается, что в обычный репертуар лидера партии Владимира Жириновского внесет свежую струю предприниматель Андрей Луговой (во вторник он уехал в предвыборное турне по Дальнему Востоку). «В основном мы будем говорить, что сильная Россия – это хорошо. А те, кому это не нравится, пусть живут своей жизнью», – сообщил «НГ» помощник Лугового Михаил Сазонов. До 2 ноября, когда будет разрешена агитация в СМИ, он ничего сказать не может по поводу участия своего шефа в съемках роликов. Однако согласен, что после замечательной победы российской сборной по футболу над Англией оставить этот факт без внимания было бы кощунственным. Минченко согласен с тем, что предвыборная кампания под лозунгом «Покажем кузькину мать туманному Альбиону» – вполне в духе ЛДПР.
У эсэров отняли Путина
По словам политолога, у мироновцев кампания фактически сломалась: рейтинг их лидера ниже, чем у самой партии. Апеллировать к образу Путина они теперь не могут. «Единственное, что у них есть – несколько фишек, связанных с социальным популизмом. Поэтому, думаю, они будут позиционировать себя как партия социальных обещаний», – считает Минченко. Но более важно сейчас для них, считает эксперт, – завершить идентификационную кампанию, которую они так и не провели. Агитаторам необходимо донести до избирателей, что «Справедливая Россия» – это объединившиеся партия «Родина», Партия жизни и Партия пенсионеров». Ключевой момент здесь – последняя структура, однако, напоминает Минченко, делать упор на этом не стоит, так как скандальные выходы из партии целых «пенсионерских» отделений еще свежи в памяти.
Как сообщили «НГ» в партии, эсэры склоняются к тому, чтобы построить кампанию на образе бывшей коммунистки – втором номере списка Светлане Горячевой. Она якобы сильно недолюбливает Зюганова, но тот, несмотря на нападки, почему-то никогда ее не критикует.«Справедливая Россия» первой сдала часть своих роликов в Центризбирком. Как рассказали «НГ» в партии, в отснятых материалах фигурируют глава эсэров Сергей Миронов и Горячева. В других произведениях этого жанра партийцы намерены, по данным «НГ», «использовать актерский потенциал» кандидатов творческих профессий: Валерия Золотухина и Александра Михайлова. Одна из актерских удач последнего - роль в известном фильме «Любовь и голуби».
С 2006 года закон запрещает критиковать оппонентов, но надо заметить, что большой критики в партийном видео не было и в 2003 году. Можно сказать, что ЛДПР косвенным образом критиковала «Родину»: Владимир Жириновский жестко выступал, например, за отмену национальности как таковой, в то время как Дмитрий Рогозин в предвыборной агитации выступал ярым защитником прав русских в стране и за рубежом. А КПРФ использовала изображение медведей в качестве негативного символа современных бед россиян, не называя открыто «Единую Россию». На этот раз даже от косвенных намеков в адрес главного конкурента партийцы, похоже, откажутся. В политструктурах признают, что активное участие президента в думских выборах сильно изменило подходы к агитации.
Коммунисты отказались от «ужастиков»
КПРФ, например, не будет показывать ролики в духе «все ужасно». Напомним: в 2003-м Зюганов на фоне лейбла Компартии рассказывал тревожно о тяжелом положении соотечественников и об историческом выборе российского народа: сейчас или никогда. «Мы будем показывать, что мы живем так, а могли бы и лучше», – рассказали «НГ» источники в партии. В КПРФ уверены: раздражение политикой единороссов и так назревает в обществе, что непременно проявится 2 декабря.
По словам источника «НГ», руководство изначально выдвинуло три критерия в отношении видео: ролики должны продолжать традиции агитпропа КПРФ, выделяться из общей толпы конкурентов и, конечно же, быть действенным инструментом по завоеванию сердец. В итоге, по выражению собеседника «НГ», ролики получились в духе классического советского агитпропа: два цвета, резкая линия позиционирования на «мы» и «они». Наложило отпечаток на продукцию и 90-летие Октябрьской революции. Дух советского кинематографа должен вызывать у избирателей ностальгическую слезу. Также коммунисты будут показывать разных «хороших людей». У которых, как известно, и выбор только один. Похоже, коммунисты отказались от излишнего радикализма и в отношении формата: они, судя по всему, больше не намерены агитировать, читая рэп.
Содержание роликов с 2003 года фактически не изменилось – те же повышения зарплат бюджетникам и пенсий пенсионерам, рост цен, борьба с чиновничьим произволом, аграрная и научная проблематика.
Подарок от президента
Политолог Александр Кынев считает, что Путин своим решением сделал подарок российской оппозиции: «Критика «Единой России» в этих условиях будет более эффективной. Раньше можно было говорить: Путин отдельно, бюрократия отдельно. Теперь получилось, что Путин возглавил бюрократию. Единственный шанс выиграть – четко обозначить свою позицию». Рисковать в этом смысле партии могут только одним: что и реальные темы не поднимут, и в Думу не пройдут. «Думаю, и в КПРФ, и в СПС понимают, что их никто не снимет с выборов, потому что это будет мировой скандал. Не надо объяснять, что мы за то же, только лучшее. Надо писать картину собственными красками, а не разводить краски ЕР. Человеческая память коротка. Люди не вспоминают, как они жили 10 лет назад, они сравнивают себя с тем, как живут соседи. А расслоение общества увеличилось. Растущие социальное неравенство, отсутствие возможностей, когда все ниши заняты, коррупция – главные причины недовольства сегодня», – считает Кынев.
По мнению креативного директора LMH Consulting Игоря Ганжи, яркая креативность (например, чтение рэпа) помогает выделиться, но не всегда способствует эффективному завоеванию голосов избирателей. Голоса покупаются за образ будущего. Если этот образ не сильно соотносится с представлениями избирателя о хорошем или если ему предлагают купить будущее у клоуна, то сделка может не состояться. «Коммерческая реклама продает товар, а политическая – будущее, – убежден Ганжа. – Насколько удачно это будущее будет раскуплено, зависит от того, насколько реально это будущее выглядит. Из-за избыточной оригинальности избиратели могут это будущее не купить, потому что они в него не поверят».
Почем съемка
Цена ролика складывается из двух частей. Креативный сценарий может стоить пару десятков тысяч евро, а вот производственная часть может стоить в десятки раз больше – и 50, и 100, и 200 тыс. долл. за съемочный день. «Все зависит от того, решат ли наши политики облететь нашу матушку-Русь и снять ее с вертолета, – говорит Игорь Ганжа. – От именитости как авторского коллектива, так и тех, кого они будут снимать, а также от присутствия массовых сцен».
В партиях считают расценки компаний завышенными. Раньше в них закладывалась сумма откатов, которые составляли от 10 до 50% стоимости продукта. По мнению одного из представителей партии власти, с учетом этого весь ролик тянет реально максимум на 50–70 тыс. долл. Но поскольку видеотехника с тех пор подешевела, а система откатов изжила себя (кто сегодня распоряжается предвыборным бюджетом, тот обычно и создает свою фирму), цена ролика сильно уменьшилась. К тому же вариант привлечения собственных средств выгоден – особенно оппозиции. Из-за предельно ужесточенного авторского законодательства сегодня меньше шансов оказаться подставленным. Напомним, на последних региональных выборах между единороссами и эсэрами разгорелась целая война по снятию с выборов из-за нарушения закона.
Жанровые подходы в съемках роликов выборы от выборов, считает эксперт-рекламист, не меняются. Чем ближе партия к власти, тем больше она склонна говорить, что все хорошо, и показывать масштабность страны, патриотизм, колосящиеся нивы, вздымающиеся ввысь корпуса домов, тяжелую технику и прочие архетипы мощной империи, обещая, что все будет еще лучше. Оппозиционные партии традиционно концентрируются на нерешенных вопросах. Чем дальше партия от власти, тем более она может позволить себе вольностей и шуток в своих предвыборных роликах.
Глава предвыборного штаба СПС Антон Баков заявил «НГ», что у них по этому поводу было много креативных идей. Например, прозвучало предложение снять ролик в духе «размышлений лабрадора Кони» о судьбах родины. Но идею пришлось отклонить. «Ситуация сегодня в политике слишком серьезная, чтобы шутить», – замечает собеседник «НГ».
На следующей неделе Центризбирком должен поделить между партиями бесплатный эфир и определить, под каким номером политические игроки разместятся в избирательном бюллетене. Это событие должно стать апофеозом подготовки предвыборных агитматериалов к прокату. Как правило, кульминационную часть партийных роликов – порядковый номер и галочку в нужном квадратике – подверстывают уже к готовому материалу.
createbrand.ru