"Люди-бутерброды"
В BTL-агентствах утверждают: за наймом «людей-бутербродов» к ним обращаются крайне редко. В то же время, ряды обвешанных рекламными материалами людей на улицах города не редеют.
«Люди-бутерброды» традиционно считаются одним из самых дешевых способов рекламы, обычно таких «промоутеров» можно увидеть в непосредственной близости от офиса компании или от магазина, услуги которого они рекламируют как с помощью двусторонних плакатов, так и с помощью раздаваемых листовок. Особая концентрация «бутербродов» отмечается у станций метрополитена и на центральных улицах/проспектах. «Ходячая» реклама информирует о курсе валют, беспроблемном получении гражданства/ регистрации/ разрешения на работу, низких ценах на полиграфические услуги, возможности оперативно получить услуги фотосалонов или найти нужную литературу в книжном «за углом». «Бутерброды» работают и в сфере b2b – например, в приемные дни около инстанций, куда приходят за согласованием рекламоносителей, можно видеть «промоутеров» с табличками и надписями «Согласуем все».
Ирина Новицкая, коммерческий директор R&I Group - Санкт-Петербург, считает, что за этим видом рекламы прочно закрепилась ассоциация с чем-то ларечно-палаточно-совдеповским. «Какое-то время назад это было в новинку и, возможно, поэтому интересно. Но, честно говоря, мне в голову не придет предложить включить в рекламную кампанию подобных персонажей. Может быть, ростовые куклы, коробки, но не «классический вариант», - говорит она.
На данный момент такой промоутер не может быть лицом компании не столько в силу своего внешнего вида – найти нормально выглядящих людей не проблема, но из-за репутации, закрепившейся за этим способом продвижения. Строго говоря, распространение листовок «людьми-бутербродами» - это не совсем BTL.
«Бутерброд» не создает позитивного образа компании среди потребителей, в лучшем случае помогает узнать адрес. Даже если человек и зайдет по адресу с листовкой, полученной таким способом, то вряд ли захочет рассказать своим друзьям и знакомым, как узнал об этом магазине», - объяснила Ирина Новицкая.
Предубеждение против такой рекламы распространено не только среди профессионалов BTL, но и среди рекламодателей, заинтересованных в «живых» носителях. «На мой взгляд, «бутерброды» уже настолько «замылили» глаз, что листовки из рук несчастных берутся исключительно из жалости к работникам, нежели из интереса к компании. Хотя, в принципе, это можно считать и преимуществом, так как практически все стараются выкинуть полученные листовки подальше от места, где стоит «бутерброд», дабы его не обижать, а это значит хоть на 5 минут, но внимание к раздаточному материалу будет привлечено. В ближайшее время мы планируем отказаться от услуг «бутерброда», так как, как кажется мне и нашему начальству, это более чем «несолидно», и престижнее будет обратиться к другим видам наружки», - рассказала Ольга Бинда, PR-менеджер группы компаний «Р-Принт».
За работу каждый «бутерброд» получает в среднем 100 руб. в час, при этом заказчики должны платить агентству-посреднику от 200 до 500 рублей в час. Заказчику, который по определению нуждается в малобюджетной рекламе, часто бывает проще сэкономить, подав объявление в газету, или найти человека, обратившись к самим «бутербродам».
За изготовление «бутерброда», т.е. двух рекламных щитов, рекламное агентство попросит около 2-2,5 тыс. рублей. Если же, отказавшись от «сервиса», обратиться напрямую в небольшую типографию, то печать с готового макета в типографии составит порядка 1500 рублей. Как правило, осознание того, что большую часть суммы агентства берут «за дизайн» и «за сервис», оказывается решающим фактором, который в данном случае заставляет отказаться от услуг агентства и сделать все самим.
«Так как в нашей компании мы предлагаем клиентам весь спектр полиграфических услуг, нам совершенно не составило бы никакого труда самим изготовить плакаты для «бутербродов», себестоимость печати которых составила бы не больше 300 р/лист. Во всех компаниях, куда я обращалась по этому вопросу, мне скромно предлагали изготовление этих «шедевров рекламного искусства» по 2500 сторона», - рассказала Ольга Бинда.
Нина Вострова, AdLife.spb.ru